Сказ о «трех консерваториях», или Как воспитать творца?

просмотров: 1864Кондратьев Михаил Григорьевич

Сначала -- о компетентнос­ти в художественной культуре. В программах наших спектак­лей и концертов можно встре­тить образцы грубого невеже­ства. Например: «Гадание Мар­фы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Хованщина»» или «Месса И.С. Баха «Страсти по Матфею»[1]. Примеры можно продолжить. Причем, не из по­верхностной и безответственной журналистики, а из современ­ной практики профессионально­го -- значит, претендующего на высокий статус в культуре -- ис­кусства.

 


[1]Читателям, далеким от этих концертов (прочим цивилизованным чита­телям приношу извинения), поясню: оперу «Хованщина» написал М.П. Мусоргский, «Страсти по Матфею» -- не месса, а оратория на евангель­ский сюжет.

 

К ФИЛОСОФИИ ПРОФЕССИИ

Существует метафорическое выражение: «театр -- это храм ис­кусства». Точно так же как и «академия наук -- храм науки». От­толкнемся от метафоры и продолжим: «дом культуры -- это храм культуры». Понятие о храме возникает естественно, поскольку куль­тура России ментально находится в поле православия. Храм в хри­стианстве -- дом молитвы. «Дом Отца Моего», говорит Иисус.

Таким образом профессия работника культуры -- профессия слу­жения в храме. В этом смысле она сакральна и благородна. Имею в виду одно из значений понятия «благородный» -- чуткий к красо­те, имеющий тонкий вкус и изящество. А также обладающий вы­сокими моральными качествами, способный пренебречь личными интересами, высоконравственный.

Мы живем в эпоху цивилизованности (ныне еще и политкорректности) и не позволяем себе напоминать, что не все профессии име­ют такие свойства. В другую эпоху более откровенно высказывался Иисус Христос. О занятиях менял (ныне банкиров) и торговцев в Евангелии написано: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщи­ков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано, -- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбой­ников» [Матф. 21:12-13]. «И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» [Иоанн. 2:16]. Причина такого отношения поясняется евангелистом Иоан­ном: «При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» [Иоанн. 2:17].

Именно так: ревность по духу своего храма снедает истинных профессионалов культуры, не торгующих своей профессией, а слу­жащих своему делу.

Разумеется, это не означает «второсортности» других профес­сий. И в самой культуре есть формы высокие и низкие, аристокра­тичная классика и площадный балаган. Низкие виды обращены к плотскому, телесному, развлекательному началу, воспринимаемо­му на подсознательном уровне: это может быть музыка («музыка для ног»), балаган (цирк, демонстрирующий физические возмож­ности человека), юмор «ниже пояса», лубок, комиксы. Здесь не оценка жанра (плохой или хороший), поскольку в жизни всему есть место и время. Высокие же виды культуры обращены к духу -- ведут к различению возвышенного и низменного, нравственного и безнравственного, красивого и безобразного, оригинального и ба­нального и т.д. Они помогают нам сосредоточиться на ценностях духа.

Прикрепленные файлы