Сказ о «трех консерваториях», или Как воспитать творца?
Сначала -- о компетентности в художественной культуре. В программах наших спектаклей и концертов можно встретить образцы грубого невежества. Например: «Гадание Марфы из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Хованщина»» или «Месса И.С. Баха «Страсти по Матфею»[1]. Примеры можно продолжить. Причем, не из поверхностной и безответственной журналистики, а из современной практики профессионального -- значит, претендующего на высокий статус в культуре -- искусства.
[1]Читателям, далеким от этих концертов (прочим цивилизованным читателям приношу извинения), поясню: оперу «Хованщина» написал М.П. Мусоргский, «Страсти по Матфею» -- не месса, а оратория на евангельский сюжет.
К ФИЛОСОФИИ ПРОФЕССИИ
Существует метафорическое выражение: «театр -- это храм искусства». Точно так же как и «академия наук -- храм науки». Оттолкнемся от метафоры и продолжим: «дом культуры -- это храм культуры». Понятие о храме возникает естественно, поскольку культура России ментально находится в поле православия. Храм в христианстве -- дом молитвы. «Дом Отца Моего», говорит Иисус.
Таким образом профессия работника культуры -- профессия служения в храме. В этом смысле она сакральна и благородна. Имею в виду одно из значений понятия «благородный» -- чуткий к красоте, имеющий тонкий вкус и изящество. А также обладающий высокими моральными качествами, способный пренебречь личными интересами, высоконравственный.
Мы живем в эпоху цивилизованности (ныне еще и политкорректности) и не позволяем себе напоминать, что не все профессии имеют такие свойства. В другую эпоху более откровенно высказывался Иисус Христос. О занятиях менял (ныне банкиров) и торговцев в Евангелии написано: «И вошел Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей. И говорил им: написано, -- дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» [Матф. 21:12-13]. «И сказал продающим голубей: возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли» [Иоанн. 2:16]. Причина такого отношения поясняется евангелистом Иоанном: «При сем ученики Его вспомнили, что написано: ревность по доме Твоем снедает Меня» [Иоанн. 2:17].
Именно так: ревность по духу своего храма снедает истинных профессионалов культуры, не торгующих своей профессией, а служащих своему делу.
Разумеется, это не означает «второсортности» других профессий. И в самой культуре есть формы высокие и низкие, аристократичная классика и площадный балаган. Низкие виды обращены к плотскому, телесному, развлекательному началу, воспринимаемому на подсознательном уровне: это может быть музыка («музыка для ног»), балаган (цирк, демонстрирующий физические возможности человека), юмор «ниже пояса», лубок, комиксы. Здесь не оценка жанра (плохой или хороший), поскольку в жизни всему есть место и время. Высокие же виды культуры обращены к духу -- ведут к различению возвышенного и низменного, нравственного и безнравственного, красивого и безобразного, оригинального и банального и т.д. Они помогают нам сосредоточиться на ценностях духа.